Как правильно заверить скриншот или записать разговор с коллектором?
Деятельность коллекторских агентств строго регламентирована законодательством – при работе с должниками взыскатели должны соблюдать ряд определенных правил – в частности, не угрожать и не грубить собеседнику (кстати, должнику это правило тоже стоит соблюдать). Если коллектор ведет себя неправомерно, должник может пожаловаться на его действия. О том, как и куда можно направить жалобу, и как правильно собрать доказательства того, что коллектор действительно нарушил закон, расскажем подробнее.

Как собрать доказательства нарушений: заверяем скриншоты и записываем разговоры?
Взаимодействовать с должником коллектор может любым из следующих способов:
- лично;
- по телефону – посредством телефонных переговоров или в переписке;
- по почте.
Почтовые отправления заверять не нужно – такой документ сам по себе является доказательством, поэтому сообщения с угрозами коллекторы по почте обычно не отправляют. Чаще всего требования, нарушающие закон, коллекторы излагают устно – по телефону или лично, или в сообщениях – по смс или через мессенджеры. Чтобы подать жалобу на взыскателя, его требования нужно правильно зафиксировать – так, чтобы впоследствии их можно было использовать в качестве доказательства.
Переписка в мессенджере, в смс-сообщениях или по электронной почте может быть зафиксирована путем создания скриншота – то есть снимка экрана, содержащего сообщения коллектора. Вопрос о том, нужно ли заверять скриншот у нотариуса, является спорным – некоторые суды принимают незаверенные документы в качестве доказательства, а некоторые – отклоняют. Заверение документа у нотариуса – платная услуга, поэтому сначала можно попробовать обойтись без его участия, сделав скриншот самостоятельно.
Важно, чтобы на нем было видно:
- адрес интернет-страницы, с которой был сделан скриншот (это важно, если письмо было получено по электронной почте);
- дату получения сообщения должником;
- сведения об отправителе.
Если скриншот не примут в качестве доказательства, придется обратиться к нотариусу. Распечатать его можно заранее, а нотариусу дополнительно представить оригинал сообщений на экране телефона. Нотариус сопоставит информацию на скриншоте и в оригинальном чате, и, в случае совпадения, заверит документ.
Аудиозапись разговора (телефонного или при личном общении) также может быть использована в качестве доказательства – но однозначного ответа на вопрос о том, каким критериям она должна соответствовать для того, чтобы ее приняли во внимание, также не существует. Дело в том, что действующим законодательством требования к аудиозаписям, представляемым в качестве доказательства, не установлены – есть только судебная практика, которая может различаться в зависимости от обстоятельств того или иного дела. Так, Верховный Суд РФ указывал на то, что аудиозапись может считаться доказательством, если:
- она сделана одним из участников разговора;
- между сторонами разговора существуют договорные отношения.
Чтобы запись приняли во внимание, стороне, которая ее создает, следует руководствоваться следующими простыми правилами:
- уточнить, что разговор записывается;
- попросить собеседника представиться;
- проговорить, с кем и по какому поводу разговаривает звонящий;
- не допускать бесед на отвлеченные темы – разговаривать кратко и по делу.
Дополнительно можно запросить у мобильного оператора детализацию звонков, чтобы подтвердить личность звонящего. Если звонок поступил вам через мессенджеры - то стоит зафиксировать список.

Доказательства собраны: что дальше?
После того, как неправомерные действия коллекторов будут зафиксированы, можно подавать жалобу. Ее адресат зависит от того, какое именно нарушение допустил взыскатель:
- в случае угроз и шантажа нужно обращаться полицию;
- если коллектор распространяет персональные данные должника среди третьих лиц, заявление стоит писать в Роскомнадзор;
- когда коллектор звонит чаще, чем положено, или пытается связаться с должником во внеурочное время, стоит жаловаться в ФССП – на это ведомство возложена основная контрольная функция за деятельностью коллекторских агентств.
Жалобу нужно подавать в письменном виде, приложив к ней доказательства, оформленные надлежащим образом. Образец можно найти в интернете, и использовать его в качестве основы для составления обращения. Уполномоченное ведомство проведет проверку – в том случае, если будут выявлены нарушения, к коллекторам будут применены санкции: вплоть до запрета на ведение деятельности по взысканию просроченной задолженности (если нарушение серьезное и было допущено не впервые).
Если общения с коллекторами и прочими кредиторами в вашей жизни стало слишком много, задумайтесь о том, чтобы законно избавиться от долговых обязательств, пройдя процедуру банкротства. Специалисты компании «Главбанкрот» вам в этом помогут – оценят перспективы списания долгов в вашей ситуации, помогут собрать нужные документы и представят ваши интересы на всех этапах процесса в арбитражном суде.