Как общаться с коллектором?
Договор займа заключается между получателем этого займа и его кредитором. Если с возвращением займа возникли проблемы, то кредитор неизбежно, в соответствии с условиями договора, будет предпринимать меры по взысканию задолженности. Скорее всего, рано или поздно заемщику придется столкнуться с коллекторами – специалистами по взысканию непогашенных долгов. О том, как разговаривать с такими взыскателями, и что делать, если разговоры сводятся к угрозам, шантажу и запугиванию, расскажем подробнее.

Почему звонят коллекторы?
Просроченную задолженность банк будет взыскивать так, как ему удобно – собственными силами, в судебном порядке, или с помощью коллекторов. Продать право требования долга коллекторской компании банк может в абсолютном большинстве случаев – за исключением ситуаций, когда запрет на продажу прямо установлен условиями кредитного договора.
Коллекторское агентство, выкупившее право требования долга, приступает к работе незамедлительно – назначает сотрудника, который будет работать с должником, и предоставляет ему для этого все технические и организационные возможности.
Коллекторы могут взаимодействовать с должниками следующими способами:
- при личном общении;
- посредством телефонных звонков;
- через смс-сообщения или мессенджеры;
- путем отправки бумажных писем.
Обычно коллекторы начинают со звонков должнику – личное общение требует много времени, а отправка бумажных писем обычно никакого результата не приносит: многие заемщики не проживают по тому адресу, который указали при оформлении кредита. Поэтому человеку, с которым начали работать коллекторы, важно знать, как правильно разговаривать с коллекторами. А еще нужно знать, как реагировать на их угрозы – хоть закон и обязывает взыскателей вести себя корректно при общении с должниками, нарушения иногда случаются.
Как коллектор должен вести себя при телефонном разговоре?
Федеральный закон от 03.07.2016 № 230-ФЗ определяет правила взаимодействия взыскателя с должником, согласно которым в ходе телефонного разговора он должен:
- представиться;
- сообщить наименование коллекторского агентства, которое он представляет, и свой идентификационный номер;
- назвать наименование кредитора, перед которым у должника возникла непогашенная просроченная задолженность;
- уточнить, когда и на каком основании право требования долга перешло к коллекторскому агентству.
А еще коллектор должен вести себя вежливо и корректно – он не может унижать, запугивать и оскорблять собеседника. Только в этом случае можно говорить о том, что звонящий работает в строгом соответствии с требованиями законодательства, и соблюдает права должника.
Практика же свидетельствует об обратном – далеко не все коллекторы действуют законно. Шантаж, устрашение, запугивание, оскорбления, звонки родственниками без их согласия – вот неполный перечень того, как взыскатели нарушают правила работы с должниками. Но бояться коллекторов не стоит – главное, знать, как правильно с ними разговаривать, и какие инструменты воздействия на нарушителей закон предоставляет должникам.

Как разговаривать с коллектором?
Если коллектор начал разговор с оскорбительных выражений, угроз и требований, не стоит паниковать. Прежде всего нужно:
- включить диктофон или активировать запись разговора на телефоне, чтобы записать разговор, и сообщить об этом звонящему;
- попросить коллектора представиться и сообщить о причинах его звонка;
- напомнить о том, что правила его деятельности регламентированы федеральным законодательством, и их стоит придерживаться;
- уточнить, возможно ли урегулирование вопроса на индивидуальных условиях – например, путем предоставления отсрочки или рассрочки по платежам, или списания части долга (коллекторы выкупают долг с большим дисконтом, поэтому могут предоставить клиенту определенную «скидку», чтобы получить деньги).
Если коллектор на устные требования не реагирует, и продолжает действовать агрессивно, должнику стоит обратиться в правоохранительные органы. А еще можно подать жалобу в ФССП - ведомство, которое является контролирующим органом для организаций, профессионально занимающихся взысканием задолженности.
Когда можно обратиться в полицию?
Обращение в полицию для защиты жизни, здоровья и достоинства – право любого гражданина. Основанием для подачи заявления в правоохранительные органы может быть любое из следующих неправомерных действий со стороны взыскателя:
- запугивание – принуждение к погашению долга под угрозой физического воздействия или даже убийства должника или членов его семьи;
- шантаж – угроза распространения сведений, порочащих и компрометирующих должника;
- вымогательство – требование о передаче денег под угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения принадлежащего должнику имущества, или под угрозой распространения сведений, порочащих честь и достоинство должника или его родственников;
- оскорбление – унижение чести или достоинства человека, противоречащее установленным обществам нормам морали и нравственности;
- унижение – психологическое воздействие на личность человека посредством издевательства или словесного насилия.
Самостоятельно разбираться в том, какое именно преступление, предусмотренное Уголовным кодексом РФ, совершил звонящий, вовсе не обязательно – заявление в полицию можно подать в свободной форме, описав в нем все обстоятельства сложившейся ситуации. К заявлению стоит приложить диктофонную запись разговора с коллектором – так выявить признаки противоправных действий правоохранителям будет гораздо проще.
Обратиться в ФССП можно в любом из перечисленных случаев, а также при любых других нарушениях, допущенных коллектором – например, если он звонит слишком часто или во внеурочное время. Образец заявления можно скачать, перейдя по ссылке.
Если проблемы с долгами кажутся нерешаемыми, а звонки коллекторов стали обыденностью, стоит задуматься о прохождении процедуры банкротства. Банкротство физических лиц – это законный и эффективный способ избавления от долговых обязательств, благодаря которому можно навсегда забыть о любых взыскателях и их требованиях.
Юристы компании «Главбанкрот» помогут вам подготовить все необходимые документы, передать их в арбитражный суд, и пройти все этапы процесса – до того дня, когда дело будет закрыто, а долги списаны. Позвоните или напишите нам, и мы предложим вам бесплатную предварительную консультацию, на которой вы сможете задать все интересующие вас вопросы.