Основания и поводы для жалобы
Деятельность арбитражного управляющего строго регламентирована законом. При сопровождении процедуры банкротства юрлица или физического лица он обязан соблюдать баланс интересов должника и кредиторов. Прежде, чем жаловаться, нужно четко определить и аргументировать наличие нарушений со стороны финуправляющего. Чаще всего это следующие поводы:
- нарушение сроков либо отсутствие публикаций в СМИ, что обязательно
по закону: о проведенном собрании кредиторов и его результатах, о
поступлении требований, о начале и завершении процедуры банкротства;
- нарушения при проведении описи, оценки, порядка реализации имущества должника;
- порча или утрата имущества, необоснованное привлечение оценочной организации, что увеличило расходы должника;
- несвоевременное перечисление средств на содержание в пределах прожиточного минимума гражданина;
- непринятие мер по розыску лиц, которые должны участнику процедуры денежные средства или имущество, по их взысканию.
Причины неудовлетоворения работой финуправляющего могут быть разными: его халатность, неопытность, лоббирование интересов кредиторов. На любые действия арбитражного управляющего можно подать жалобу, если они нарушают права должника или порядок банкротства, установленный законом.
Однако необходимо помнить: арбитражный управляющий это независимая фигура в деле о банкротстве. Если в процессе рассмотрения дела выявится какая-либо договоренность между ним и должником, то управляющего дисквалифицируют, а с должника не спишут долги. Компании, заявляющие, что у них «свой управляющий» или предлагающие заключить договор на сопровождение процедуры банкротства напрямую с управляющим - подвергают клиента и его процедуру угрозе завершения процедуры с несписанием долга.
Куда можно и нужно направлять жалобу
Сразу несколько инстанций обязаны отреагировать на письмо должника, недовольного действиями финуправляющего.
- Арбитражный суд. Обращение направляется в суд, который ведет
процедуру банкротства. Нужно представить доказательства нарушений, и
если они будут признаны существенными и обоснованными, суд может обязать
управляющего исполнить действия, привлечь его к административной
ответственности и даже отстранить от дела.
- СРО АУ. В саморегулируемую организацию, в реестре которой числится
финансовый управляющий, можно обратиться, если недостаточно
доказательств для суда. СРО обязано отреагировать на жалобу, но лишь при
наличии существенных нарушений арбитражного управляющего могут
дисквалифицировать.
- Прокуратура. Подавать жалобу в прокуратуру более целесообразно, так
как прокурор обязан по любому обращению провести проверку арбитражного
управляющего, и вынести предписание об устранении нарушений. Достаточно
лишь описать их в обращении и указать на то, что финуправляющий своими
действиями нарушает права должника.
- Орган Росреестра. Сам по себе это незаинтересованный орган,
нейтральный по отношению к арбитражному управляющему. Но он обязан
рассмотреть жалобу, и при наличии подтверждений, направить материалы в
суд. В результате управляющий может получить административное наказание,
как минимум, штраф в размере от 25 до 50 тыс. рублей.